Вопросы и ответы Мариам Петросян к книге "Дом, в котором..."

Q: Каково происхождение кличек Фазанов - звукоподражание, сокращенные настоящие имена или осмысленные слова?
A: Кит - сокращение от Кристофер. Ар. - сокращение от Арнольд, Гуль - оборотень-трупоед (и людоед) из арабской и персидской мифологии. Стоящее перед кличкой сокращенное имя означает, что ту же кличку носил одновременно (в какой-то период) кто-то другой. Джин - как напиток. Сип - хищная птица, падальщик.

(Q: Фазан Плакса получил кличку, принадлежавшую раньше другому (Коню), но сокращенное имя к ней не прибавляется – потому что это правило действует, только если оба Фазаны? Или на самом деле прибавляется, просто не упомянуто нигде?
A: Детские клички не считаются полноценными. Они слишком часто меняются.)

Q: Стихотворение, которое Сфинкс читает для призрака Волка в Могильнике: он сочиняет его на ходу или вспоминает сочиненное (им? Волком? кем-то третьим?)
A: Стихотворение сочиняется на ходу, в абсурдном стиле, который предпочитал Волк.

Q: Двухсерийный фильм "Разлученные": имеется ли в виду конкретный фильм?
A: Нет. Но наверняка что-нибудь с аналогичным названием существует на самом деле.

Q: Когда Стервятника называют Большой Птицей, имеется ли в виду аллюзия на куклу из "Улицы Сезам"?
A: Нет.

Q: Намеренно ли в разговоре с Черным перед дверью Курильщик сначала говорит, что никогда не слышал о воспитателе Ральфе, а потом думает про <Р Первого>, хотя эта кличка не упоминалась (это потому, что Ральф "носится в воздухе"?)
A: Здесь издержки редактуры. Заглавная буква эр на стенах читалась как эр первый. С латинской единицей. Цифру решено было убрать, чтобы не перегружать текст. Курильщик повторяет то, что он прочел на стене, просто не подчистили слово "первый" везде, где оно встречалось.

Q: Намеренно ли, когда в первый день нового закона приходит Габи, Черный дважды подряд снимает очки (<сняв очки, смотрит на них квадратными глазами> и <сдирая с ушей очки>), а Габи дважды подряд закуривает (это потому, что у описывающего сцену Табаки голова не тем занята?)
A: С очками и с сигаретой ошибка. В первый раз Черный их очевидно не снял, а приподнял, не то второй раз не сдирал бы "с ушей", а просто снял бы. Габи должна курить ту же сигарету.

Q: Cкольких пальцев не хватает на руке у Ральфа? в книге на лицевой стороне и на изнанке по-разному
A: Двух пальцев на левой руке. Безымянного и мизинца. Не знаю, когда это исчезло и почему столько разных вариантов.

Q: Из скольких кроватей составлена большая кровать? Один раз (первый) упоминается, что из четырех, все остальные – что из трех (если из четырех, непонятно, почему спать на ней вчетвером было бы тесно, как жалуется Курильщик)
A: Центральная кровать составлена из четырех. Три рядышком, изголовьями к четвертой, которая стоит поперек. Поэтому в ширину их все равно три. Зато можно лечь в ногах и тебя не запинают. Естественно в изголовьях трех кроватей, что стоят вдоль, прутья спилены. А в изножье оставлены. И там не четверо спят, а пятеро, Слепой не всегда спит на полу.

Q: Когда Ральф, уйдя от Старика и блуждая по Дому, натыкается на вежливого мальчика без видимых крыльев в грязном углу, каких в Доме до той ночи, с его точки зрения, не было – попал ли он в трещину? Существует ли на этой стороне уютная комната и кресло с высокой спинкой (и если да, то где они)?
A: Ральф несомненно в трещине. Трещина отчасти дублирует Дом, но сильно видоизменяя. Комната с креслом может быть чем угодно и где угодно. И никакого кресла там может не быть. А мальчик - это Белобрюх.

Q: подаренный Ральфу подсвечник – это тот, который нашел летом Слепой?
A: Не обязательно. Я этого в виду не имела. Но все может быть.

Q: Надпись на стене «Не валяйте дурака, ОН уже близко»: ОН – это «кто» или «что»? Выпуск?
A: Да, это про выпуск.

Q: Черная шляпа с широкими полями (на которую пришлись крысиные черепа) – не принадлежала ли раньше Ведьме (упомянута в описании волейбола)?
A: Нет.

Q.: какой части ноги не было у Тени?
A.: Ноги у Макса нет от бедра, то есть вообще нет. Он носил протез, и в результате хромали они одинаково, хотя и на разные ноги.

(Q: как именно не было ног у Толстого, Седого и Кошатницы (у нее еще и рук)?
A: У Седого и у Кошатницы руки-ноги на месте. Просто у Седого они не ходячие, а у Кошатницы, соответственно, и руки не действуют. С Толстым сложнее. У него есть некое подобие и рук и ног, но и там и там, скорее атрофированные отростки. В отличие от Кошатницы он этими отростками может пользоваться. Так, например, он довольно резво ползает (куда лучше Курильщика), может что-то хватать и держать. Только эти конечности коротенькие и неуклюжие. Он мог бы, наверное, донести ложку до рта, для этого не обязательно иметь длинные руки, но скорее всего перевернет по пути содержимое, поэтому его кормит Македонский. У него срощенные пальцы и на ручках и на ножках.)

Q: музыка, под которую Кузнечик бьет стекло, это "C'mon Everybody"?
A: нет, cтекло бьется под "Babe I'm Gonna Leave You”

Q: аллюзия ли "В разгар приветствий Лорд вдруг начинает плакать" на "And in the middle of the celebrations I break down"?
A: если да, то не сознательная

Q: в сне Курильщика, где он видит умерших/ушедших за стеклянной стеной в коридоре, девушка с длинными косами - это Ведьма? в том месте, где она говорит с Кузнечиком сидя на перилах, сказано, что она никогда ничего с волосами не делала, а носила распущенными.
A: да, это Ведьма. С того места до выпуска старших пройдет пара лет, вероятно, в какой-то момент все же стала заплетать.

Q: круглоголовый мальчик на общей фотографии - это Пузырь? Если да, то почему Курильщик его не узнает, хотя современного ему Пузыря знает? Так изменился?
A: он и Стервятника узнает только по ключам на шее. И потом это не школьная фотография, где все стоят или сидят ровно и смотрят в камеру, это любительская карточка, на которой дети щурятся от солнца. Так что он и не должен был опознать всех. Да, круглоголовый - это Пузырь.

Q: Из вещей, которые Русалка собрала от всех обитателей четвертой, футлярчик для трубки - это Горбач, бусы - Табаки, лимонная корка - Лэри, подгузник - Толстый; а остальное?
А: наголовный ремешок несомненно принадлежал Лорду. До возращения из наружности у него были длинные волосы. Черный до перехода в шестую стригся очень коротко, а Македонский никогда не открывал лицо, стараясь наоборот завесить его волосами. Так что с ремешком все более или менее ясно. Медиатор принадлежал Слепому. Монета - Черного (не та, которую Слепой носит на шее и показывает Рыжей, хотя тоже с дыркой), а пуговица Македонского. Монета получена в меняльный вторник (честным путем), а Македонский не принимал участия в обменах.

Q: Зачем первые несколько абзацев (про Расческу и Дом) повторяются в точности в начале первой интерлюдии?
A: повтор в этом месте связан с тем, что первоначально интермедии были отдельной второй книгой, а не врезками в первую и вторую. Вторая книга сразу переносила действие в прошлое, и важно было подчеркнуть связь между первой и второй книгами, потому что там как будто начиналась совсем другая история.

Q: как так получилось, что никто не опознал в стороже Старика, Ральф в первую очередь?
A: Старик, несмотря на возраст, был очень активен и подвижен. В роли сторожа он дряхл и одышлив. Ему не надо особо маскироваться, достаточно ссутулиться, подстричь бороду и надеть фуражку. И еще непривычную одежду.

Q: Слепой в самом деле не ел кролика?
A: Слепой не ел кролика. Кролика съел тишайший Красавица.

Q: кто был второй новичок, пришедший в Дом с Родинкой-Леопардом?
А: Лавр из шестой. В детстве его кличка была Червь.

Q: Курильщик в первой главе говорит, что девушки в библиотеке делают уроки, а потом в главе про белых ворон - что в общую библиотеку они не заходят. Это разные библиотеки, или он ошибся в одном из двух мест?
A: С библиотекой это несостыковки старого варианта текста с относительно новым. Правильный вариант - второй. Что они туда не заходят.

Q: Лорд с помощью записки, которую Табаки ему дал в выброшенном эпизоде, его нашел, или сам по себе?
A: Про Лорда и записку я сама не знаю. То, что происходило на изнанке Дома для меня, в большинстве случаев, загадка. Я знаю, что он его нашел. А как и с чьей помощью (или с помощью чего), могу только гадать. Знаю, что Табаки ничего и никому не давал просто так, и чем большим мусором выглядели его подарки, тем на самом деле были ценнее. Так что даже если сама записка и не сыграла никакой роли, важен был сам факт ее вручения.

Q: когда Лось с мальчиками выезжал в путешествия, Слепой всегда был на переднем сиденье, или у них была какая-то очередность?
A: Попробовала представить, где бы сидел Слепой в машине. Напрашивается, конечно, что на переднем, поближе к Лосю. И почему-то стало сразу ясно, что не так. Он у меня все время садился сзади, пока я не поняла, что это так и было. Маленький Слепой, конечно, цеплялся за Лося, но уже в Доме он не пристраивался ему под бок и не нырял под руку, чтобы его приласкали. И вообще не становился рядом. Всегда только сзади. Позиция телохранителя. В машине довольно бессмысленная, но, думаю, все равно неизменная. Так что вот и ответ. Слепой сидел позади, за водительским местом.

Q: почему Слепой не спас Кузнечика с Изнанки, когда тот оказался у железнозубого? Потому что тогда Слепой бывал только в Лесу и про Изнанку не знал? а когда он понял, что есть что-то, кроме Леса? Не в этот ли месяц, после смерти Лося и пока Кузнечик спал?
A: Я знаю, что там, во-первых, очень трудно кого-то найти, даже если хочешь, потому что Лорд, к примеру, ищет Рыжую год или два, а во вторых, там время течет намного быстрее, и то, что для Кузнечика долгий срок, для Слепого может быть несколькими днями. Еще я думаю, что сразу после смерти Лося Слепой какое-то время не уходил на изнанку. Не мог или не хотел.
А относительно того, что он не знал о другой Изнанке, кроме Леса, думаю, он соврал. Знал, но не ходил. Слепой в детстве был не так уж уверен в себе не в Лесу.

Q: а Волк бывал на Изнанке? Или знал хотя бы, что она существует? И тем более Лес? С одной стороны, похоже, что нет, а с другой Ральф вот думает, что Волк "менял вокруг себя реальность", а это для него, мне кажется, кодовые слова именно для Леса.
A: С Волком непонятно. Это персонаж, который умер к началу истории, о котором я в начале не знала ничего, кроме того, что его все любили. Он показывался только в детстве и не очень подробно, поэтому мне сложно понять, каким он был человеком, и довольно долго казалось, что, как и Черный, он вообще не знал изнанку Дома. То есть он о ней знал, как знают почти все в Доме, но не был Прыгуном. Теперь я думаю, что скорее всего он им был. Беспамятным Прыгуном, который ничего не помнил по возвращении. Но в том, что он менял вокруг себя реальность, Ральф ошибся. Просто Волк оставлял такое впечатление. И он никогда не бывал в Лесу.

Q: как так вышло, что Курильщик помнит про ушедших, и про Табаки в особенности?
A: Табаки дарил Курильщику подарки, которые не исчезли. Так что ему было разрешено помнить.

Q: откуда Сфинксу пришло наследство?
А: от Табаки. Он на всех кругах заботится о тех, кто связан с Домом, и на этом круге это продолжалось и после выпуска, хотя как именно это устроено физически, я не совсем понимаю. Кстати, документы на изнаночный Дом отдал Слепому тоже Табаки, потому что он сам их изготовил.

Q: с Курильщиком случилось что-то типа травмы или аварии; а с мамой и братом тоже, или они просто от Курильщика с отцом ушли?
А: Курильщик не сдружился с лыжами. Всего-навсего. Примерно за год до появления в Доме. Мать с отцом развелись уже давно, про брата я совсем не помню. У Курильщика, кстати, какое-то время была симпатичная молодая мачеха, навещавшая его в Доме.


осколки:

- в одном из первоначальных вариантов у Ведьмы была кличка Шарлотта
- в одном из первоначальных вариантов сказку Рыжего рассказывала Крыса
- девушки "Здесь и там, и повсюду" - цитата из песни Битлз "Here, There and Everywhere"
- "Мадригал Генриха Восьмого" - песня под названием "Pastime With Good Company", похоже, действительно сочиненная Генрихом VIII; "Джетро Талл" сыграли ее в виде инструментальной композиции (естественно, Андерсон солировал на флейте)
- Сфинкс, смотрящийся в зеркало, "Я смотрю в глаза своему отражению. Пристально, не моргая, пока глаза не начинают слезиться. Иногда удается добиться ощущения полной отстраненности" - аллюзия на "Глазами клоуна" Генриха Белля: "Потом я это бросил и просто, без всяких трюков, смотрел на свое лицо, иногда по полчаса и дольше, пока я наконец не переставал существовать"
- в исповеди Македонского - аллюзия на рассказ Брэдбери "Марсианин"
- у родителей Арташеса, мужа Мариам, жили два кота-близнеца, которые любили сидеть на плечах хозяйки (один еще жив; ему 15 лет)